Вайнахская молодежь
Марша доагIалда
IHSAN(СагI ле)
руб.
Яндекс деньги на счет 410012066412892

WMZ
WebMoney на кошелек 116513687521

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Сентябрь » 10 » Уважение к вайнахской женщине.
20:53
Уважение к вайнахской женщине.
45678С принятием чеченцами и ингушами Ислама произошли весьма обширные и глубокие трансформации общества, то есть деление вайнахов на родовые организации. Появились тайповые общины. У каждого тайпа были особенности в разработке нормативной этики. Особое место здесь уделялось семье, семейному воспитанию, роли женщины в семье. . В доме вайнахов жена была полновластной хозяйкой. Свободная от тяжелых и опасных работ, она всецело посвящала себя семье, воспитанию детей. Нормативная этика помогала воспитывать единство семьи, и это единство становилось настолько сильным и нерушимым, что даже смерть главы семьи не могла расчленить ее. До сих пор сохранилась норма - уважительное обращение мужа к жене. Так, например, обращаясь к хозяйке дома, чеченцы говорят: "ц1ен-нана" ("хозяйка огня"), но никогда не говорили и не говорят "ц1енда" ("хозяин огня"). Во многих легендах и сказках, поэмах горянка изображалась храбрым воином, глубоко уважаемой и мудрой. Ее образ - это образ женщины гордой и требовательной, умеющей постоять за себя и заставляющей уважать себя. В домашних делах чеченка была полновластной хозяйкой, и мужу не положено было вмешиваться в ее дела. К женщине (старшей) приходили за советом мужчины, считаясь с ее жизненным опытом, знанием обычаев, умением понять другого, желанием помочь. В героических песнях и, илли мать, женщина выступала как родившая героя: "К1ант вина нана" ("Сына - кхонаха -родившая мать"). В старинных песнях, илли "О Кабихе, не имеющей брата", "О Хакарме, не имеющем брата", "Песня о князе Монце и сыне вдовы" и др. восхваляется женщина, рассказывается об уважительном к ней отношении. Вайнахи не пересекали дорогу старушкам, ожидали, пока они пройдут, подобно тому, как молодые женщины пропускали мужчин. Проезжий останавливал лошадей, чтобы посадить на арбу прохожих женщин, а сам шел пешком. У вайнахов широко бытовали в то время пословицы: "Хорошая женщина из посредственного мужчины может сделать князя, а плохая из князя - батрака", "В доме, где женщина ласкова, и солнце ярче светит", "Муж хорошей жены не будет одет плохо" и другие. Чеченцы и ингуши, провожая невесту из родительского дома, высказывают пожелание: "Ире долчу х1усамехь дахар лолда-кха хьуна!" ("Пусть жизнь твоя сложится в счастливой семье"). За оскорбление девушки или вдовы виновный платил 7 коров; за оскорбление же замужней женщины лишался 10 коров и он изгонялся из общины. За убитую женщину проливалась кровь двух мужчин ... Может, нам вернуться бы к этим прекрасным нормативным законам (исключая, конечно, кровную месть)... У вайнахов было принято мать, воспитавшую хороших детей, уважать в обществе. При ее появлении вставали даже пожилые мужчины.
Категория: Чечня | Просмотров: 961 | Добавил: han | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 han  
1
Как вам?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Запрет хиджаба в школах?
Всего ответов: 17
ВАЙНАХ © 2024
Поднять страницу в верх
Войти Зарегистрироваться